Победил проблему. И снова перепост
записи с drive2:
Во времена моего босоногого отрочества были популярны леденящие душу страшилки про Красные Пальцы, Чёрную простыню и прочих Пиковых Дам.
А потом я вырос, завел себе уазик, и теперь читаю(и пишу) не менее пугающие истории про
Севший Аккумулятор, Заклинившие Ролики,
Сломанную Ступицу и
Открутившийся Кардан.
К счастью, уаз-стори имеют счастливое окончание гораздо чаще, чем истории про разноцветные конечности.
Вот и моя история про
войну с электрикой завершилась тем, что злое колдовство инженеров завода УАЗ было растоптано железными сапожищами слабоумия и отваги вашего покорного слуги.
Немного погружусь в подробности.
Итак, прошлая серия этого сериала закончилась на том, что я на некоторое время пал духом и, отчаявшись найти решение самостоятельно, обратился к залу, раскидав копию заметки по разным форумам. Так и не дождавшись полезной информации(а она, на самом деле, была, но я её прошляпил, поясню в конце), снова взялся за дело. На этот раз вспомнил другую литературную любовь своего детства - книжки Конан Дойля про Шерлока Холмса. Знаменитый сыщик большую часть работы производил в голове, вот и я решил, что сначала надо разобраться с устройством электрики в УАЗике, прежде чем копаться там руками, отвёртками, бокорезами и мультиметром.
Для начала стал искать электрическую схему. И вот уже на этом первом шаге меня постиг просто мега-фейл. Электрических схем для Патриота 2012 года в общем доступе просто нет! Есть схема из вот такой вот книжки Третьего Рима про патриот 2007 года:
Она в книжке разбита на две страницы, я склеил в одну большую картинку:
Если кому-то нужно, полноразмерный вариант можно взять
здесь.
Схема мало того, что не соответствует году выпуска моего авто, так ещё и дурацкая сама по себе - например, если в одном жгуте присутствует несколько проводов одного цвета, но разного назначения - они никак не промаркированы, и понять некоторые моменты в ней, не прилагая фантазии, просто невозможно.
Поэтому я продолжил копать и в
одной из тем форума patriot4x4.ru нашёл ещё схему. С годом тоже всё печально, а вот с понятностью самой схемы - куда лучше. В форуме она выложена в виде страниц, которые я снова склеил в одну большую картинку:
Полноразмерную схему, если кому нужно, можно взять
вот здесь.
Эта схема гораздо лучше, но я не знаю, откуда она взята, а пользователь
vvs, который её выложил, не приложил к ней странички с аннотациями, поэтому периодически я подглядывал в предыдущую схему, чтоб понять назначение некоторых блоков, которое не всегда очевидно из самой схемы или из пиктограммы самого блока(например, элемент ¹69).
Помимо этого я еще и позвонил на горячую линию завода, описав в общих чертах проблему и попросив выслать электросхему. Мне там сказали, что схему они высылают только дилерам и перевели меня на местного дилера - всё ту же Лауру. Где, конечно же, никто ничего не знает и ни у кого ничего нет.
Ну нет - значит нет, такие вещи у отечественных производителей давно никого не удивляют. Именно поэтому, чтобы АвтоВАЗ выживал, его приходится то государственными деньгами подкармливать, то варягов звать на царствование. Именно поэтому, будем честными, Патриота часто берут те, кому не хватает денег на TLC. Само собой, не берусь говорить за всех, но 5 лет наблюдений за владельцами УАЗов как в интернете, так и в жизни, моё личное мнение склоняют именно в эту сторону.
Но не будем об этом грустном, вернёмся к другому грустному.
Вооружившись схемами, я стал вникать в детали функционирования стеклоподъёмников, подсветки и активаторов - тех трёх вещей, которые работали у Жабыча не так, как им положено.
Из схем выяснилось следующее:
1. Плюсовой провод с аккумулятора через предохранитель в монтажном блоке выходит напрямую к четырём кнопкам, управляющим стеклоподъёмниками дверей.
2. Каждая кнопка коммутирует этот плюс с одним из двух проводов, уходящих прямой дорогой к стеклоподъёмнику. Проще говоря - стеклоподъёмник управляется подачей плюса на один из двух проводов(подъем и опускание соответственно), массу же он берёт, судя по всему, с самой двери.
красный провод - питание, желтый - подсветка, чёрно-жёлтый и бело-серый - к стеклоподъёмнику
3. Провод подсветки, выходя из МУС, идёт напрямую к этим кнопкам(по дороге, конечно же, заглядывая в приборку и прочие подсвечиваемые места)
Гугление и копание форумов добавляло в ситуацию запутанности, так как, судя по всему, на более новых машинах стеклоподъёмники управляются через отдельный блок. Впрочем, тот блок комфорта, который стоит у меня, вроде как, не умеет управлять стеклоподъёмниками. Во всяком случае у Железного Башкира машина того же года и в
посте про установку сигнализации, и он затрагивал этот блок и выкладывал соответствующую схему. Там нет ничего, связанного со стеклоподъёмниками.
Доступ к колодкам кнопок стеклоподъёмников получается довольно прост - откидывается крышка перчаточного ящика и вынимается сам ящик, его ничего не удерживает, кроме самой крышки. Там внутри сухо, поэтому состояние всех контактов вполне нормальное. Стоит отметить, правда, что провода, на которых висят колодки, слегка коротковаты, поэтому есть небольшие неудобства, связанные с этим.
Выдёргивание кнопок, как я писал в предыдущей серии, на глюк с подсветкой не влияет. Однако выдёргивание предохранителя стеклоподъёмников - влияет. Следовательно, либо проблема кроется где-то в жгуте питания стеклоподъёмников на отрезке между предохранителем и кнопками, либо на вышеуказанных схемах отсутствует какой-то потребитель, питание к которому идёт через этот же провод.
В интернете, при описании похожих случаев, когда электрика ведёт себя непонятно, одно из самых часто звучащих предположений - проблемы с массой. И часть проблем действительно происходит из-за этого. Но вдумайтесь - в кнопках питания подсветка сделана на светодиодах, а значит, будет работать только тогда, когда ток течёт в "правильном" направлении. Светодиод не будет гореть, если ему вместо массы подать плюс. Зато он может потухнуть, если и на обеих ногах у него по плюсу, но это не мой случай.
Предположим, что инженеры УАЗа всё же не совсем дураки и не стали запитывать ничего постороннего от этого провода. Тогда единственное, что приходит в голову - это питание кнопок стеклоподъёмников на дверях. И, если там предполагаются кнопки, то там вполне может предполагаться и подсветка, а значит - вот вам ещё одно место потенциального пересечения подсветки с постоянным плюсом. Для проверки этой теории я решил отключить все двери.
Водительская дверь отключается проще всех, контактная колодка для неё доступна примерно в районе "за левым дефлектором печки".
Дверь переднего пассажира отключается чуть сложнее, но тоже, в общем-то, просто - нужно снять бардачок, и сразу за ним справа будет точно такая же серая колодка с красной защёлкой. Бардачок снимается элементарно - низкий поклон тем людям, что проектировали панель Патриота 2012 года. Достаточно его открыть и в самой глубине вытащить два пластиковых штифта, на которых он держится и поворачивается. После этого бардачок буквально падает в руки.
А вот с задними дверями всё сложно. Вскрыв стойку между водительской и задней левой дверьми, я увидел, что жгут двери уходит не вверх по стойке, а, наоборот, под ноги задним пассажирам:
Согласно каталогу издания 2007 года(блин, УАЗ, вы вообще перестали писать техническую документацию чтоли?), жгуты задних пассажирских дверей уходят под полом к середине салона, вливаясь в общий жгут проводки, идущий по кузову:
Сам факт прокладывания проводки там, где по ней топчутся - уже наводит на нехорошие мысли.
Решив взглянуть на это дело внимательнее, я, открутив проржавевшие саморезы накладок на пороги(и попутно сломав половину этих саморезов), приподнял полик и ...
под полом видно фишку задней правой двери
Мало того, что проводка проложена под ногами пассажиров - так там же расположены и ничем не защищённые фишки!
А вот и результат технической инновации:
Один из контактов(судя по цвету - как раз питание кнопки стеклоподъёмника) сгнил и закоротил с соседом - проводом подсветки. И, наконец, как только я раздёрнул фишку задней правой двери(не без мучений, рука туда залезает с трудом) - проклятая подсветка погасла!
К этому моменту уже шёл второй час ночи, мне ещё предстояла сборка салона, поэтому проблему я решил просто - отогнул красный провод в сторону, вытащив его из-под коврика и подвесив в воздухе. Здесь надо либо фишку менять на герметичную, либо провода прокладывать другим способом. Оба этих пути предполагают довольно приличные объёмы работ - надо вскрывать пол и т.п. Сейчас, к сожалению, нет ни сил, ни времени на это.
Здесь есть и положительный момент - на моей машине, оказывается, проложены полноценные жгуты, позволяющие установить кнопки стеклоподъёмников даже на задние двери. Пожалуй, нужно подумать над этим. Да и вообще, стеклоподъёмники в задние двери давно просятся.
Теперь попробую подвести итоги.
И снова я столкнулся с тем, что инженеры завода-производителя далеко не всегда понимают, в каких условиях эксплуатируются автомобили, которые они проектируют. Располагать под полом открытые контакты, куда подается +12В через предохранитель 30А - я даже не знаю, как это назвать. Непрофессионализм - самое, пожалуй, правильное слово. Чего стоило, например, провести через стойку под потолок и потом по передней стойке спустить под панель? В передней стойке мало места? Так увеличить, блин, проблема чтоли? В конце концов, потолок ведь разобрать куда проще пола.
Что с этим делать? Пока не знаю, буду думать. Перекладывать всю проводку очень уж трудозатратно. Скорее, логично будет сделать ящик под ногами пассажиров,
как у Тулупова, а в нём отделить часть пространства, куда переместятся эти жгуты. Но ещё буду смотреть и думать.
Мораль? Мораль простая - при любом ремонте нужно десять раз подумать, а уже потом что-то делать. Ведь я я уже в отчаянии готов был разбирать весь салон и искать, где же перетёрся жгут.
Вот так закончилось очередное сражение на бесконечной войне под названием "езда на отечественном авто". Значит ли это, что УАЗ - говно, а, например, Тойота рулит? Нет, не значит. Но, всё же, некоторые детали конструкции родных автомобилей ничем иным, кроме раздолбайства и непрофессионализма проектировщиков, я объяснить не могу. Впрочем, после рассказов товарища, монтировавшего вооружение на АПЛ и работавшего на подаренном не так давно индусам "Горшкове", о том, как, например, придуманный проектировщиками узел тупо невозможно доставить к месту, потому что он не влезает в дверные проёмы; или невозможно прикрутить, потому что крепёжные отверстия не совпадают, есть мнение, что это проблема не в производстве автомобилей а в производстве вообще. Но это уже совсем другая история.
Кстати, чуть не забыл. Пробежавшись в процессе написания поста по форумам, где я оставлял мольбы о помощи, с удивлением обнаружил, что на форуме uazpatriot.info пользователь
msa прислал мне ссылку на
правильное решение аж
17 февраля(фактически - подарок на ДР). Но я её не получил, потому что по умолчанию галочка "сообщать мне о получении ответа" зачем-то снята в настройках форума. На большинстве форумов это работает по умолчанию, но, увы, не на всех (здесь, на немодном форуме, кстати, тоже надо тыкать кнопку "подписаться"). Так что - не забывайте подписываться на соответствующие темы, если задаёте вопросы.